Электроинструмент.
Следуя за деньгами электродрели пришли не только в добывающую промышленность и медицину, но и в энергетику и военную промышленность.
Паровые двигатели, военные корабли и паровые двигатели для военных кораблей — производство всего этого требовало просверлить десятки тысяч отверстий в прочных стальных листах.
Вспоминая электродрель Огюста Тавердона можно понять как это делалось в доэлектрическую эру — небольшое сверло крепилось на стальной лист с помощью струбцины, и вращалось с помощью ремённой передачи перекинутой через блоки. Ремённая передача уходила под потолок где шли валы вращающиеся от паровых двигателей или водяных мельниц. Электродвигатель органично встроился в эту схему.
В 1889 году, Джеймс Халси (James Halsey) из американского штата Нью Джерси представил вот такую вот конструкцию.
Электродрель Джеймса Халси (1889)
Видны всё те же блоки, ремённая передача и струбцина. Но это ни в коем случае не «первая мобильная электродрель» — просто иллюстрация одного из путей развития. Наши современные «носимые» электродрели произошли от подобных «волочимых» предков.
Кроме того, электродрель мистера Халси это иллюстрация того что старые конструкции не сразу сходят со сцены. Представленная им в 1889 году конструкция с ремнями и блоками была уже не актуальна — пришло время гибких валов.
Электродрель на Бруклинской судоверфи (илл. 1890)
В 1890 году, пресса США пестрит отчётами о том на что на Бруклинской судоверфи начато использование электродрелей мощностью 2 л.с. и частотой вращения двигателя 2800 оборотов в минуту. На то что бы просверлить отверстие диаметром в 1 дюйм в железном листе толщиной в 0.5 дюйма уходит менее 30 секунд. И это уже не «первые неумелые шаги» — электродвигатели для дрелей работавших на верфи сделаны фирмой « Electro Dynamic Company » уже давно производящей электродвигатели для стоматологических электродрелей Сэмюэля Вайта , о котором шла речь в предыдущей части .
Так же это не было «единичным примером», в том же году по другую сторону океана, издаваемый в Лондоне журнал «The Electrician» пишет о том что на верфях в городе Гулль используются электрические дрели созданные Уильям Уиллат (William Willatt). В заметке приводится не только описание конструкции, но и сравнение эффективности использования. Отверстие диаметром 2 3/8 дюйма в стальном листе бронепалубы толщиной 2 1/ 2 дюйма сверлилось 21 минуту. В то время как на королевских верфях в Девенпорте подобная работа требовала участия двух человек в течении половины рабочего дня.
При постройке боевого корабля требовалось просверлить десятки тысяч отверстий, но удерживать дрель руками всё это время было не нужно — аппарат оснащён тремя электромагнитами удерживающими его на месте. Вот из-за этих магнитов и заварился сыр-бор.
Неделю спустя, в том же журнале публикуется письмо Фредерик Роуан ( Frederick Rowan ) из Глазго в котором тот выражает удивление прочитанным. Дело в том что чертежи такой электродрели были напечатаны в журнале «The Electrician » ещё в 1887 году, а сама конструкция изобретена и запатентована аж в 1882 году. И вообще, верфь на которой работает мистер Уиллат недавно запросила и получила всю необходимую документацию на электродрели мистера Роуан .
Электродрель Фредерика Роуана (илл. 1887)
В ответ на это, мистер Уиллат сказал что хотя мистер Роуан и получил патент в 1882 году, но это не значит что никто кроме мистера Роуана не имеет права конструировать электродрели. Судя по всему, победа и контракты достались изобретателю из Глазго. В следующем десятилетии, в статьях посвящённых электродрелям используемым в кораблестроении дрели Фредерика Роуана показаны вместе с дрелями более новых конструкций.
Электродрель Фредерика Роуана (илл. 1890-х)
Таким образом, в 1882 году Фредерик Роуан из Глазго (где, кстати, в 1880-х жил и учился молодой Артур Арно) создал достаточно компактные электродрели пригодные для практического промышленного использования.
Электродрель Фредерика Роуана (илл. 1890-х)
Этот инструмент идеально соответствовал поставленным задачам и использовался в течении многих лет. Для других мест и задач использовались и другие конструкции. Широкое применение нашли электродрели в которых сверло приводилось во вращение с помощью гибкого или жёсткого вала, а электродвигатель помещали на станине и носили, волочили и даже возили на специальных тележках. Например, вот так в 1892 году выглядела электродрель AEG используемая на их собственных берлинских фабриках .
Фабричная электродрель AEG (1892)
* * *
Основная характеристика любого инструмента — способность решать задачи для которых этот инструмент предназначен. Инструмент под названием «электродрель» входил в нашу жизнь по мере того как электричество всё шире распространялось, а электродвигатели становились всё меньше и надёжней. И если в конце 1880-х электродрель уверенно вошла в заводские цеха, то уже в первые годы 1900-х она перешагнула порог мелких мастерских и жилого дома.
Кто изобрёл первую электродрель?
В данном рассказе нет попытки дать ответ на вопрос КТО — это просто невозможно. Вместо этого здесь должен быть ответ на вопрос КАК и частично — КОГДА.
Скорее всего, электродрель появилась где-то в конце 1860-х — начале 1870 и произошло это одновременно в разных странах мира и областях человеческой деятельности..
Если вы будете проверять имена упомянутых в тексте изобретателей, вы обнаружите что многие из них это прославленные учёные и инженеры своего времени. Получив в свои руки электрический ток они изобретали всё и сразу. Они брали имеющиеся машины и добавляли им электродвигатели. А получив работающие электродрели они начинали улучшать их с учётом особенностей использования электродвигателя. Таким образом, в период с 1870 по 1900 было создано много разных типов электродрелей, большинство из которых благополучно существует и сейчас.
Мы смотрим на нашу историю через узкую щель кротких словарных статей и рекламных буклетов, и потому не видим всей красоты технического прогресса.
Надеюсь что мне удалось показать насколько разнообразна была жизнь электродрели до того как её «официально изобрели».
http://motopila.tv/first-electric-drill-3/