Клиент глазами сервиса

«Если ничто не помогает, — прочтите,
наконец, инструкцию»
народная мудрость

По материалам www.master-forum.ru - официальный сайт журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель»

Абсолютно надежного инструмента, увы, не существует. Ломается все — что-то раньше, что-то позже. И в ходе ремонта, а гораздо чаще еще до его начала, перед нами встает вечный вопрос русской интеллигенции: «Кто виноват?» От правильного ответа зачастую зависит, чей кошелек будет нести ответственность — хозяйский или же пострадают счета фирмы, обеспечивающей гарантию. А ведь суммы за ремонт даже конструктивно простого инструмента или садовой техники порой бывают довольно внушительными, так что умение вести аргументированный разговор с представителями сервиса может оказаться весьма и весьма полезным.

Идея написания данной статьи пришла мне в голову после, в общем-то, случайного визита в фирму «Современный садовник» в подмосковном Красноармейске. Там проводилась демонстрация нового оборудования… надо было где-то оставить рюкзак, и нам открыли учебный класс (фирма проводит обучение специалистов по сервисному обслуживанию техники). А там был стенд (часть его видна на фотографии) — подборка поломанных деталей с указанием причин поломки и описанием характерных признаков таких поломок. Тогда-то мне и пришла в голову мысль, что эта информация будет очень полезной и любому обычному пользователю, хотя бы в качестве «страшилки». Потому что на форумах в Интернете часто встречаются вопросы типа: «Можно ли использовать отработку для смазки цепи бензопилы»? «Можно ли для движка бензокосы использовать вместо рекомендованного дешевое автомобильное масло»? То есть народ живо интересуется способами обхода требований производителя, иногда с целью сэкономить, иногда вообще непонятно почему. И ведь иного упрямца хоть всем форумом убеждай, что не надо экономить на спичках — не помогает. А здесь более наглядная аргументация. Одно дело, когда в инструкции написано: «Заливайте только такое-то масло и только в такой-то пропорции»… и совсем другое, когда эта рекомендация подкреплена фотографиями, на которых видно, что именно происходит с двигателем от недостатка масла в топливной смеси.

Эта статья вряд ли поможет вам списать любую неисправность на заводской брак. Впрочем, такую цель я и не ставил перед собой. Идея была в другом — показать ситуацию глазами сервис-центра, продемонстрировать, какие аргументы в ходу у мастеров, как и на чем они основывают свои выводы, когда определяют, будет ремонт гарантийным или нет. Сразу сделаю оговорку — статья в основном посвящена ремонту именно не гарантийному. Почти все описанные неисправности произошли по вине владельцев. Причем ошибки были типичными, и происхождение у них одно — несоблюдение требований инструкции.

Если вдаваться в вопрос более детально, то одной из наиболее распространенных ошибок можно считать небрежное отношение к технике, в том числе к топливу и смазочным материалам. Оно является причиной значительной части неполадок.

В роли «гида по поломкам» выступил мастер вышеупомянутой фирмы Юрий Юрьевич Зайцев. Кстати, во время беседы он вспомнил несколько случаев из собственной практики, которые показались мне весьма интересными. Смею надеяться, что у вас сложится такое же мнение.

Редакция выражает благодарность фирме
«Современный садовник» за помощь
в подготовке статьи.

2-ТАКТНЫЕ — НЕДОСТАТОК МАСЛА В ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ
Недостаток масла в топливной смеси, а то и вовсе его отсутствие — наиболее характерный пример недостаточно внимательного подхода к топливу. Впрочем, проблемы могут начаться и при использовании «левого» масла. Отметим, что «левым» сервис сочтет любое масло, которое не попадает в категорию «разрешенных» согласно инструкции, составленной фирмой-производителем. Если вы уверены в своей правоте, то можете использовать что хотите, но надо понимать, что за последствия отвечаете сами, своим кошельком. Гарантия в этом случае аннулируется (если, конечно, сервис-центру удастся доказать факт использования нерекомендованного масла).

1. и 1а. Задиры на зеркале цилиндра
1а.
2. Мелкие задиры по всей поверхности поршня
3. Перегретые шатуны. Правый перегрет только с одной стороны, левый — с обеих
4. Перегретый палец шатуна (слева). Характерный признак — цвета побежалости на поверхности
 

О пользе и вреде халявы…
Был такой случай — клиент принес напрочь убитую бензокосу. Причина поломки — использование неподходящего масла, которое он приобрел в комплекте с техникой — была такая акция в магазине в тот момент. Поначалу клиент утверждал, что этого не может быть, что и технику, и масло к ней он приобрел в солидном магазине, а не на каком-нибудь рынке. Потом, правда, он с нашими аргументами согласился, оплатил ремонт и претензии предъявил уже не нам и не производителю, а именно магазину.

В данном случае ключевое слово — «акция». Да, масло действительно шло в комплекте с косой, но идея данной комплектации принадлежит не фирме-производителю, а магазину. Почему они выбрали именно это масло, какими соображениями руководствовались — неизвестно, но факт, как говорится, налицо: масло оказалось неподходящим. Подобные акции — не редкость, поэтому к ним нужно относиться с изрядной долей осторожности. Все-таки бензокоса — это покупка не на один день, и чаще всего даже не на один сезон. Попытка сэкономить несколько сотен рублей может обернуться многократно большими убытками.

Конечно, бывает и так, что по инициативе производителя в комплекте с техникой (чаще всего это бензопилы) идет и масло. Причем масло в данном случае именно из серии рекомендованных, то есть фирма-изготовитель гарантирует, что оно будет работать нормально в данной конкретной технике. Но это масло следует искать именно внутри коробки, и его там немного — 50-100 мл. Поэтому, если вдруг в магазине вдобавок дают литровую канистру, то хотя бы проверьте, что же вам вручили, прежде чем пользоваться.

2-ТАКТНЫЕ — ИЗБЫТОК МАСЛА
В инструкциях часто можно найти требование типа: «Если используете такое-то масло нашей фирмы, — лейте его в пропорции 1:50 (а порой и 1:100). Если какое-либо другое масло для 2-тактных двигателей садовой техники, — лейте в пропорции 1:33». Последняя цифра может быть и другой, 1:33 — это пример того, что для «посторонних» масел часто указывается завышенный процент. Добавим, что если есть сомнения в качестве масла, то, действительно, имеет смысл слегка увеличить пропорцию, но важно не переусердствовать. Избыток масла может быть столь же вреден, как и недостаток, только симптомы будут другими. Если при нехватке основной «индикатор» — появление задиров, то при излишке двигатель буквально забивается внутри продуктами сгорания масла.

5. и 5а. Закоксованное продувочное окно цилиндра (справа). Слева — норма, для сравнения
5а.
6. Залегшее с одной стороны поршневое кольцо. С другой стороны оно еще рабочее, пружинит. Получается, что работает оно только наполовину
7. А вот и последствия «половинной» работы кольца. Там, где оно залегло, поршень дерет цилиндр, появляются многочисленные глубокие царапины
8. На внутренней поверхности поршня и шатуне видны отложения продуктов горения масла, хотя там-то оно гореть совсем не должно
9. Закоксованный глушитель
 

2-ТАКТНЫЕ — ПЕРЕГРЕВ
10. и 10а. Сильные задиры на зеркале цилиндра со стороны глушителя. Важный признак, что задиры не по всей поверхности, а именно со стороны глушителя. Там самая горячая зона, поэтому задиры из-за перегрева появляются в первую очередь именно там. Еще один признак — перенос металла с поршня на зеркало цилиндра
10а.
11. Сильные задиры на поршне и поршневом кольце, тоже только со стороны глушителя
12. и 13. Следы оплавления на кожухе глушителя и на кожухе цилиндра
13.

14. Цвета побежалости на пальце и шатуне
15. Последствия смещения коленвала — повреждения кожуха сцепления корпуса стартера сдвинувшимся барабаном сцепления

16. Осевое проседание (смещение) коленвала в результате перегрева. На снимке сразу три вала — слева нормальный, справа — с небольшим смещением, в середине — сильно смещенный. Причина смещения довольно проста: корпус и коленвал изготовлены из разных металлов, соответственно при нагреве расширяются по-разному. Если температура в расчетных пределах, все в порядке, а вот если выйдет за пределы, вал «проседает»

О причинах перегрева
Можно выделить три наиболее распространенные причины перегрева двигателя. Первая — недостаток смазки, вторая — забитые вентиляционные отверстия кожуха стартера, третья — завышенные обороты. Мало кто знает, но у бензокосы завысить обороты очень легко, совсем не обязательно крутить винты карбюратора, достаточно использовать более тонкую, чем штатная, леску. В гарантийном талоне четко указано, какой толщины леска допустима в данной конкретной модели, и ставить более тонкую — ошибка. Важна толщина или диаметр, если она круглая, форма поперечного сечения роли не играет.

Мы специально проводили испытания — брали заведомо исправную косу с леской диаметром 2 мм, замеряли обороты, затем ставили более тонкую леску (1,6 мм) и снова замеряли обороты. Так вот, после замены они возрастали на 800 об/мин. Казалось бы, разница почти неуловима, всего-то 0,4 мм… а вот такой эффект. А этих дополнительных «восьми сотен» вполне достаточно, чтобы появились задиры, то есть картина будет той же, что и при недостатке смазки. Причем увеличение пропорции масла не поможет, завод-изготовитель гарантирует нормальную работу двигателя в строго ограниченном диапазоне оборотов…

Внимание
То, что загрязненные вентиляционные отверстия кожуха могут стать причиной перегрева — не вымысел. Мы специально проводили эксперимент — брали заведомо исправную бензокосу, заклеивали все отверстия и запускали движок на полные обороты. Он сгорал за 4-5 минут, причем фатально — по всем «железкам» шли цвета побежалости, поршень заклинивало в цилиндре.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ 4-ТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
  17. Срезание шпонки, фиксирующей маховик на валу. Если гарантийный срок не закончился, то случай будет признан гарантийным. Эта неисправность проявляется как нестабильная работа двигателя или как невозможность запустить его — меняется положение маховика на валу, поэтому сразу же «уходит» УОЗ (угол опережения зажигания)

18. Сорвана резьба кронштейна крепления распредвала. Плюс выработка площадки под крепление кронштейна распредвала. Для сравнения справа показано, как это должно выглядеть в норме. Причина — работа с недостатком смазки
19. «Уж сколько раз твердили миру…» — перед длительным хранением остатки топлива из бака необходимо слить, а потом завести мотор и дожечь то, что осталось в карбюраторе. Многие игнорируют это правило, и вот что может получиться. Топливо оказалось с водой, в итоге заржавел игольчатый клапан карбюратора. По краям — остатки прокладки, на это можно не обращать внимания
20. Поломка стартера — сломана собачка. Подобная неисправность происходит при неправильном запуске, когда шнур дергают, не выбрав слабину, то есть когда зубья еще не вошли в зацепление
21. Разрушение шатуна. Возможная причина — завышенные обороты, потому как цветов побежалости нет, на недостаток смазки не похоже. Подобные неисправности обычно возникают после длительной эксплуатации, когда гарантийный срок истек. Но если он еще не вышел, то такой случай признается гарантийным
22. Сворачивание муфты гибкого вала и самого гибкого вала, перекручивание направляющей рубашки. Причина повреждений — нарушение правил эксплуатации, а точнее, того пункт, что рекомендует разогнать рабочий орган бензо- или электрокосы до максимальных оборотов, прежде чем начинать стричь траву. Еще одна возможная причина — нарушение рекомендации срезать высокую траву поэтапно, а не сразу под корень. В тех случаях, когда катушку с леской сначала впихивают в заросли, а только потом нажимают газ и начинают ее разгонять, трава тормозит леску, как тормозные колодки — автомобиль. А двигатель-то довольно мощный… и он начинает сворачивать гибкий вал. Достаточно небольшого перегиба, чтобы возникло трение между рубашкой и внутренней поверхностью штанги и рубашка начала плавиться. Пока двигатель включен, неисправность себя ничем не выдает, но вот вы его заглушили… Достаточно 5-10 минут простоя, чтобы оплавившийся материал застыл и намертво прикипел к поверхности штанги. Все, приехали — клин…
ПОВРЕЖДЕНИЯ 4-ТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ С НЕДОСТАТКОМ СМАЗКИ
23. Разбитый блок двигателя… обломало шатун, он-то и пробил стенки блока и вылез наружу. Короче, «рука дружбы»
24. Задиры в месте подшипников скольжения шатуна. Не перенос металла, а именно задиры — тоже от недостатка смазки
25. Перенос металла с шатуна на шейку коленвала, заклинивание шатуна. Возможная причина — или недостаток смазки, или несвоевременная смена масла пользователем
26. Многочисленные задиры на зеркале цилиндра
27. Многочисленные задиры на поверхности поршня
28. Перенос металла на коленвал в месте подшипника скольжения крышки стартера. Это опять же из-за недостатка смазки. На корпусе с двух сторон стоят подшипники скольжения, если смазки мало или она плохого качества, задиры появятся очень быстро

29. Откручивание болта крышки шатуна во время работы. Шатун разрушен, но переноса металла не наблюдается. Повреждение обусловлено заводским браком или неправильной сборкой, такой случай признается гарантийным

А каков минимальный набор признаков, позволяющий с уверенностью говорить именно о недостатке смазки?
Если масло меняли недостаточно часто, то это сразу же будет видно при вскрытии двигателя — на дне картера будет присутствовать характерный осадок с алюминиевыми частицами в составе. У переноса металла на коленвал в месте подшипника скольжения на крышке картера тоже может быть только одна причина — недостаток смазки. Например, у газонокосилки коленвал расположен вертикально, и в нижней точке масло должно находиться всегда, если оно есть в картере. А если уж идет перенос металла, то или масла не было вообще, или его меняли слишком давно. Опять же, если редко менять масло, то каналы забиваются грязью, отсюда и недостаток смазки.

ПОПАДАНИЕ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ ПОД НОЖ ГАЗОНОКОСИЛКИ
30. Гнутый коленвал

31. Поврежденные ножи. На фото видны не только зарубы на режущих кромках, но также износ противоположной кромки, которая создает воздушный поток. Износ — от травы, песка и мелких камешков, все это работает как абразив, стачивая кромку
32. Разрушение шпонок между коленвалом и маховиком
33. Разрушение адаптера ножа

Случай из жизни
Недавно ремонтировал я газонокосилку. Недели не прошло — привезли обратно с симптомами «потеря мощности» и т.д. Спрашиваю — вы же вроде совсем недавно были у нас? А мне в ответ: «Бабушка не увидела лежащий на газоне молоток».
Повреждения оказались не так уж велики — разрушен нож и поврежден адаптер ножа, сам коленвал остался цел. «Потерей мощности», как выяснилось, оказался эффект именно от деформации ножа, машина просто не косила так, как должна.

— А в какую сумму может обойтись ремонт, если дело доходит до замены коленвала?
По-разному. Например, на движки Kawasaki только сам коленвал стоит около 7000 рублей, плюс еще стоимость работы. Запчасти на моторы Honda тоже недешевы. Вообще коленвалы делают из довольно сырой, мягкой стали — из соображений безопасности. Будь он твердым, при попадании постороннего предмета под нож он бы не гнулся, а ломался. Попробуй угадай, куда и как полетят обломки, если обороты около 3500 в минуту.

НЕБРЕЖНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНИКИ
34. Шестерни культиватора, под фрезы которого попал твердый предмет
35. Несвоевременная замена ножей газонокосилки. Мало того, что кромки лопастей загнуты совсем не под тем углом, так здесь еще и нож (верхний на снимке) поставили наоборот. То есть стриг он вентилятором, а воздух гнал режущими лезвиями. Вообще это очень распространенная ошибка — многие ставят ножи в обратную сторону, потому что не запоминают, как они стояли, когда снимают. На самой газонокосилке это не сильно-то сказывается, достаточно поставить нож правильно, чтобы все пришло в норму
36. Несвоевременная замена масла в двигателе. На фото — крышка картера двигателя с осадком…

37. Воздушные фильтры… комментарии излишни
38. Сломанный впускной коллектор. Причина неизвестна, вероятно, в ходе кустарного ремонта задели и сломали. Изначально, скорее всего, была трещинка, ее или герметиком залили, или золентой замотали… но все равно ведь идет подсос воздуха, двигатель работает не так, как ему положено

39. Ножи бензокос с гнутыми и обломанными зубьями — результаты стрижки вплотную к заборам
40. Грязь внутри коллектора движка газонокосилки. В итоге он не развивает должной мощности, ухудшается качество стрижки травы
41. и 41a. Обрыв троса управления. Сначала обрываются однадве нитки, если не поменять вовремя, то рвется потом и весь
Не красьте заборы в зеленый цвет!
В инструкции к бензокосе есть требование — не работать металлическим ножом вплотную к стенам, заборам, твердым предметам и т.д. Оно появилось не на пустом месте. Однажды один клиент привез нам такой экспонат — кусок забора с торчащим в нем ножом от бензокосы. Косила жена клиента, рядом с забором, который был окрашен в ярко-зеленый цвет. В общем, забор сливался по цвету с травой, она не доглядела и зацепила его. Одну штакетину нож перерубил полностью, вторую — наполовину, затем застрял — гибкий вал оборвало.
СНЕГОУБОРЩИКИ — ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

42. Разрушение червячного вала редуктора. Причина — отсутствие смазки
43. Срезные болты. Слева — оригинальные, справа — обычные, которые ставят вместо оригинальных. Здесь же — последствия в виде разрушенного редуктора

44. Фото с изношенными лыжами и зазубренным подрезным ножом. При таких повреждениях СРАЗУ И БЕЗОГОВОРОЧНО отказывают в гарантии, потому как нож явно цепляет твердый грунт, чего не должно быть — это повышенная нагрузка на все элементы трансмиссии. Положение ножа регулируют с помощью опорных лыж, они не для красоты придуманы

45. А вот и продолжение — износ трансмиссии от повышенной нагрузки. Быстро изнашивается фрикционное кольцо, диски начинают работать «металл по металлу», на них появляется значительная выработка. Естественно, все это сопровождается грохотом и вибрацией, падает производительность, но кто ж на это обращает внимание? О том, что фрикционное кольцо — расходный материал и его надо иногда менять, похоже, мало кто задумывается. А зря
46. Разрушение отверстий крепления глушителя. Причина — клиент недосмотрел, болты чуть ослабли. Здесь тоже сервис видит вину клиента, потому как доступ к глушителям снегоуборщиков открыт, а инструкция рекомендует проверять, все ли болты затянуты
47. и 47a. Разрушение червячного вала редуктора
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
48. Сверление сквозного отверстия в блоке цилиндра. В том месте, где в блок вставлен кусок пластикового хомута, было крепление кожуха для направления потока воздуха для охлаждения цилиндра. Видимо, по каким-то причинам оказалась сорвана резьба, хотели пересверлить и нарезать новую, но перестарались и просверлили блок насквозь. Однако движок работал, благо болт послужил заглушкой. Откуда клиент и по какой причине он обращался в сервис, уже никто не помнит. Может, ему ехать было далеко, а может, проще было на месте сделать…
49. Наваренные лыжи. Если говорить откровенно, то они ничем не хуже оригинальных
50. Самодельная шестерня распредвала. Ничем не хуже оригинальной, только-то и разницы, что латунь вместо пластика. Разница в весе на работе не сказывается при условии, что самопальная шестерня нормально отбалансирована. Ответная часть стальная, ей все равно, пластик или латунь, износа нет. Здесь же — самодельные дюралевые катушки стартера, тоже идеальные, ничем не хуже заводских. Так что, если есть хороший знакомый токарь и фрезеровщик, то даже сложные неисправности можно устранить без обращения в сервисный центр
51. Самодельный гибкий вал бензокосы GB 34. Этот экземпляр тоже очень интересен. Привезла к нам женщина бензокосу, с какой проблемой — уже не помню. Разбираем, а там вот это — самодельный гибкий вал, сделанный из троса, который кто-то умудрился обжать, засунуть в дюритовый шланг и впихнуть внутрь штанги. Со слов хозяйки, это ухитрились сделать какие-то нанятые работяги… якобы они потом еще месяца три этой косой работали.
52. Обваренный шатун от движка бензокосы. Лопнул — обварили и работали дальше

Автор: Алексей Меснянкин